+375 172905913 +375 175138610 museum@etna.by
Экспозиция работает
11:00-19:00 (ср-вскр)
Касса работает
11:00-18:30 (ср-вскр)
Керамика
Керамика

Коллекция “Керамика” Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта является одной из наиболее крупных музейных коллекций гончарных изделий в Беларуси. Она насчитывает около 1900 музейных предметов. В первую очередь, это керамическая посуда и некоторые другие вещи хозяйственного назначения, созданные народными мастерами-гончарами во второй половине XIX − XX вв. Хранится в коллекции также немало прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства и мелкой пластики.

География изделий охватывает все историческо-этнографические регионы Беларуси, благодаря чему коллекция “Керамика” выразительно отображает локальные особенности народного гончарства. Значительное количество изделий происходит из крупных гончарных центров: белоглиняная ангобированная посуда из Городной, чернолощеная керамика из Пружан и Порозово, обварная посуда из Ганевич и Синявки, расписанная эмалевыми красками посуда из Ракова, примеры художественной керамики из Копыси. Целый ряд предметов создан известными мастерами: А. Г. Токоревским, И. И. Шопиком, М. В. Шекиным, З. Л. Жилинским и другими. Многие предметы из коллекции используются в экспозиции Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта, где они служат частью интерьера крестьянского дома.

Горшок


Гаршчок
by Belarusian skansen
on Sketchfab

Горшок НД 130; Польская Республика; 1920-е гг.; глина, берёста; точение, обжиг, оплётка; в.- 17.5; д1 - 17; д2 - 12.5.

Оплетание керамической посуды берестяными лентами было распространено в северной Беларуси. Обычно оплётку делали на изделиях, которые служили для хранения и холодного приготовления продуктов. Печную посуду, как в данном случае, оплетали после возникновения трещин, что позволяло укрепить сосуд и предотвратить его дальнейшее повреждение. В итоге такой обработки горшок был уже не пригоден для приготовления еды в печи, поэтому его использовали для отстаивания молока при изготовлении сметаны. Предмет бытовал в деревне Германовичи Шарковщинского района.

Глек


Гляк
by Belarusian skansen
on Sketchfab

Глек КП 10079 К 1365; Городная, деревня / Столинский уезд / Полесское воеводство / Польская Республика ; 1930-е гг.; глина; точение, ангоб, обжиг; д. - 20; д1 – 5; д2 – 13.

Глеки предназначались для хранения и транспортировки продуктов (в первую очередь, слабо портящихся жидкостей: воды, вина, растительного масла и т. д.). Их главной особенностью являлась короткая узкая горловина, в которую можно легко вставить затычку. Именно поэтому, глек удобно было брать с собой в дорогу – в поле или на сенокос. На Брестчине, как в Украине, этот тип посуды называли также “бунька”

Предмет произведён в Городной – одном из наиболее крупных и известных гончарных центров Беларуси. Благодаря залежам светлой глины, городнянская керамика выделяется своим отличительным белым цветом. Многие изделия местные гончары украшали ангобом (“апискай”) из красной глины. Делали “аписку” посредством кисточки из куриного пера, не снимая выточенный сосуд с круга. Данный кувшин декорирован типичной для Городной ангобной росписью: полосы на горловине и полосы на верхней части туловища, разграниченные косыми мазками.

С конца 1930-х гг. в Городной начинают активно делать посуду, покрытую поливой, в связи с чем исчезает необходимость в ангобном декоре.

Кувшин-дойник


Збан
by Belarusian skansen
on Sketchfab

Кувшин-дойник; КП 16115 К 1861; Раков, местечко/ Молодеченский уезд / Виленское воеводство / Польская республика; 1930-е гг.; глина; точение, роспись подполивная полихромная, полива, обжиг; д. - 25; д1 - 18; д2 – 11.

Кувшины-дойники изготавливали гончары из Ивенца и Ракова. Они выделяются массивной приземистой формой и имеют широкое горло с выразительно профилированным носиком для слива.

Кувшин украшен растительной росписью, выполненной эмалевыми красками. Такой декор с изображениями стилизованных яблоневых веточек, листочков и цветков был отличительной чертой раковской керамики 1930-х гг. В верхней части снаружи и полностью изнутри сосуд покрыт зелёно-жёлтым стекловидным защитно-декоративным покрытием – поливой.

Па существовавшей в Ракове классификации предмет относится к “паўгарцавой” посуде, которая имеет объём 4-6 литров (вмещает более 4 литров). Найден сотрудниками музея во время командировки в д. Бобровники Островецкого района.

Макитра “цёрница”


Макацёр "цёрніца"
by Belarusian skansen
on Sketchfab

Макитра “цёрница”; КП 5257 К 666; Серёды, деревня / Поставский уезд / Виленское воеводство / Польская Республика; 1920–1930-е гг.; глина; лепка, обжиг, обваривание; в. – 11,7; д1 – 18,8; д2 – 13,8

Макитры служили для растирания мака, закваски и приготовления теста. В Поозерьи макитру называли «цёрница» и могли также использовать как печную и столовую посуду.

Предмет создан в технике кольцевого налепа, когда посуду сначала выдавливали из одного кома, образуя дно и начало стенок, а затем наращивали нужную высоту: постепенно поворачивая гончарный круг, налепливали на стенки заранее подготовленные цилиндрические жгуты в виде кольца. Такой архаический способ производства являлся характерной чертой деревенского гончарства Поозерья и просуществовал там до середины XX в.

Горшок


Гаршчок
by Belarusian skansen
on Sketchfab

Горшок КП 6124 К 900; "лоханька"; Верейко Антон Иванович; Ганевичи, деревня / Клецкий район / Минская область / БССР; 1984; глина; точение, обжиг,обваривание; в - 13,9; д1 - 18; д2 - 10,3.

Предмет происходит из д. Ганевичи, где делали обварную (калёную) посуду. Обваривание заключается в том, что раскалённые гончарные изделия окунают в специальный мучной раствор (обвару), после чего, на их поверхности возникают чёрные или серые пятна, хорошо заметные на данном горшке. В народе эти пятна называли также “рябыми”, а саму керамику “рябой”. Считается, что обваривание повышает прочность посуды и уменьшает пористость черепка. Интересно, что такой древний способ обработки керамики сохранился до 1980-х гг. только в д. Ганевичи, однако, постепенно его удалось воссоздать и в других местах. Сейчас обварную посуду изготавливают и современные гончары. 

Ринка


Рынка
by Belarusian skansen
on Sketchfab

Ринка НД 2779; Порозово, г.п. / Свислочский район / Гродненская область / БССР; 1989; глина; точение, лощение, обжиг, задымление; д. - 13,5 см: д1 - 14,5 см: д2 - 8,5 см.

Предназначалась для жарки еды. Название происходит от древненемецкого слова Rina (трёхногий глиняный горшок). На белорусских землях ринки известны с XV в. Их широко использовали в позднем средневековье, однако с течением времени они почти целиком вышли из употребления. Единственным известным местом, где продолжали изготавливать ринки в нач. XX в. было местечко Порозово.

Предмет относится к глубоким ринкам, созданных из макитр, ко дну которых прилепливали три короткие ножки. Сосуд украшен лощёными полосами и задымлен.

Дымление осуществлялось на последнем этапе обжига, когда в горн или печь подбрасывали смоляки, после чего закрывали камеру обжига так, чтобы туда не поступал кислород. В результате бескислородного сгорания топлива образовывалась определённая химическая реакция, которая придавала черепкам посуды чёрный или синеватый цвет. Кроме смены цвета, дымление делало черепок менее пористым и более прочным.

С дымлением часто сочетали лощение. Лощили посуду следующим образом: перед обжигом на просушенную посуду кремешком наносились определённые узоры, которые после дымления приобретали особый металлический оттенок.

Ринку произвёл по заказу музея гончар Иосиф Шопик из г.п. Порозово Свислочского района в 1989 г.  

Игрушка-свистёлка "Всадник на коне"


Цацка-свістулька "Вершнік на кані"
by Belarusian skansen
on Sketchfab

Игрушка-свистёлка "Всадник на коне" КП 7090 К 1241; Жилинский Зигмунд Людвигович; Ружаны, г/п / Пружанский район / Брестская область / БССР; 1985 г.; глина; лепка, тиснение, обжиг; 13 х 11,5.

Игрушку слепил по заказу музея Зигмунт Жилинский (1911-1988 гг.) из Ружан. Его изделия, в отличие от традиционных игрушек, были увеличенных размеров, более детализированы, приближались к декоративной скульптуре. Наиболее популярной игрушкой у автора был всадник на коне. На всадниках были различные головные уборы: пилотка, фуражка, конфедератка, корона и т.д.