Вторая половина XIX в. – время развертывания научно-технической революции, когда крупные производители и буржуазия выходят на экономическую арену, а городской пролетариат формируется в качестве будущего политического противника этих политических сил. В то же время в Минске живут и работают тысячи людей, зарабатывающих на жизнь ручным трудом – кузнецы, медники, портные, сапожники, пекари, плотники, бондарщики и т. д. Ремесленное производство продолжает существовать в форме цеховой организации, известной уже три века, хотя и находящейся в упадке. Капиталистические отношения разрушают архаичный цеховый уклад.
Прошли славные времена, когда получение статуса мастера было честью для мещанина, а люди ремесленных профессий составляли ядро населения средневекового города. Романтика былой эпохи ушла: королевские привилегии и цеховые статуты магдебургских времен были заменены общероссийским законом - «ремесленным уставом». Прекрасные вышитые знамена, которые были в каждой ремесленной мастерской, гордо поправлявшиеся во время встречи мастеров, приезда короля в город, были вытерты под тяжестью книг о доходах и расходах и бюрократических бумаг. Неизменным оставался только тяжелый ручной труд.
Несмотря на количественный рост фабрик и заводов, именно ручное производство отвечало потребностям горожан и жителей. С общим увеличением населения Минска количество ремесленников выросло так, что во второй половине XIX века оно удвоилось и в начале ХХ века достигло около 6 тысяч человек. Особенно много среди них было сапожников, портных: обеспечение одеждой и обувью во все времена было одной из основных потребностей человека.
Традиционно ремеслами занимались евреи. Так, по результатам переписи 1897 г. из 4600 зарегистрированных в Минске ремесленников, занимавшихся пошивом одежды, 3500 принадлежали к еврейской народности. Жизнь, быт, занятия этих людей, вплетенные в историю Минска, сформировали социально-экономический, культурный, архитектурный облик города – привычную среду губернского города, но навсегда исчезнувшую для современных минчан.
Скорбь о потерянном историческом центре давно превратилась у минчан в наследие, которое передается на редких фотографиях и все чаще в образах, что силой воображения рисуют иной мир: узкие улочки Замчища, густые ряды ремесленных мастерских, стук молотока, ровный гул швейной машинки… Вдохновленные этими образами сотрудники музея подготовили новую экспозицию – «Квартира-мастерская минского портного».
Приходите посмотреть, как жила молодая еврейская семья портного в к.XIX-нач.ХХ вв., чтобы познакомиться с предметами городского быта, узнать, как выстраивались профессиональные отношения между мастером и учениками, про социально-экономическое положение и благосостояние ремесленников в конце существования цеховой традиции.
9 декабря в 14.00 Давид и Хая Гехтины ждут вас в своем доме по ул. Воскресенской (территория музея, памятник архитектуры «Дом с ул. Освобождения, 4»).